Семья всегда рядом

www kcsorzolotojklyuchik rf 1 750 auto jpg 5 70

Фото: с сайта www.кцсорзолотойключик.рф.

В нашей области действуют 11 школ ухода за больным человеком в семейных условиях

Когда в семье кто-то долго и тяжело болеет, уклад жизни меняется, все подстраивается под его потребности. И зачастую родные оказываются в тупике, не зная, как правильно ухаживать за ним, как дальше выстраивать свою жизнь. Именно для них в нашей области организованы школы, в которых домочадцев обучают навыкам ухода за больным, объясняют, как создать безопасную среду для них самих, а также для социальных работников и всех, кто непосредственно оказывает поддержку.

Таких школ ухода сегодня одиннадцать, в прошлом году обучение в них прошли 217 человек. Созданы они на базе комплексных центров соцобслуживания населения в каждом муниципалитете и на базе трех психоневрологических интернатов.

Лучше сидеть, чем лежать

Проживание в семье человека с психическими и неврологическими расстройствами - нелегкое бремя для его родных и близких. В то же время наилучших результатов лечения и восстановления можно достигнуть именно при их активном участии. Ведь окружающие могут положительно влиять на состояние больного, на частоту госпитализаций, длительность ремиссии, качество его жизни в целом. Но они должны понимать природу психических и неврологических заболеваний и возможности лечения. Им необходимо приобрести определенные навыки, выработать верный стиль взаимоотношений.

Заслуживающий внимания пример поддержки семейного ухода за психоневрологическими больными - реализуемый с 2017 года на базе Апатитского ПНИ № 1 проект «Семья всегда рядом». В его рамках разрабатывались и опробывались различные виды помощи семьям, где живут лица с психическими нарушениями. А с началом реализации национального проекта «Демография» этот опыт был расширен и дополнен созданием школы ухода. В ней обучают родственников уходу за пациентами, страдающими хроническими психическими и неврологическими заболеваниями, сопровождают эти семьи во время реабилитации, оказывают психологическую поддержку.

В основе проекта - трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Апатитским психоневрологическим интернатом № 1, Кольским медицинским колледжем и Апатитским комплексным центром социального обслуживания населения. Совместная их работа позволила не только привлечь внимание к этому вопросу профильных специалистов, но и расширить перечень площадок для проведения занятий и обучения.

- Организуя школу, мы прекрасно понимали, что членов семей нужно учить самым простым вещам, - рассказывает первый заместитель министра труда и социального развития Светлана Виденеева. - Например, как переместить больного и при этом не травмировать его. Как кормить, если он постоянно лежит в постели. Как соблюдать гигиену, если практически обездвижен.

Программа, которую разработали для таких семей, включает теоретические и практические занятия по нескольким модулям: уход, создание комфортной и безопасной среды, психологическая помощь. Обучение осуществляется бесплатно. Занятия проводятся на базе интерната, медколледжа, а также индивидуально на дому.

Каждый человек, обратившийся за помощью, как отметила Светлана Виденеева, получает ее столько, сколько нужно в его конкретной ситуации. В рамках модуля ухода специалисты помогают освоить элементарные навыки кормления, гигиенического ухода, смены нательного и постельного белья, максимально сохраняя при этом самостоятельность действий больного, ежедневные привычные ритуалы, поддерживая его чувство собственного достоинства.

- Например, если родственник ограничен в возможности передвигаться, это не должно мешать принимать ему пищу сидя, - поясняет первый замминистра. - Наши специалисты показывают и учат, как это сделать. Мы объясняем, что совершенно неправильно, когда вся жизнь больного проходит в кровати. Задача - познакомить слушателей со всеми возможными методами и способами удовлетворения основных жизненных потребностей человека с ограниченными возможностями здоровья.

Долой двери и пороги

Занятия направлены на создание комфортной среды не только для больного человека, но и для его родственников. Ведь их грамотные действия облегчают оказание помощи, позволяют рационально распределять свое время и силы - без ущерба для собственного здоровья.

Обеспечение комфорта и безопасности в домашних условиях - это еще один важный фактор, который рассматривается на занятиях. Основной акцент делается на информации о возможностях применения и демонстрации технических средств, облегчающих уход. Подбор необходимых средств реабилитации и соблюдение условий безопасной организации быта с учетом рекомендаций по планировке помещения и размещению мебели, бытовых приборов направлены на компенсацию нарушенных функций и полнокровную, насколько это возможно, жизнь человека с ограниченными возможностями здоровья. Например, в квартире, где проживает инвалид-колясочник основная рекомендация - это расширение дверного проема за счет снятия дверей и устранение порогов.

Семьи с маломобильными родственниками знакомятся с возможностями функциональной кровати, вариантами подъемников, разнообразием опор-ходунков для передвижения.

Эти занятия проходят на площадке интерната, где есть возможность наглядно показать, как это работает, а также продемонстрировать универсальность технических средств для всех условий, в том числе и домашних. После ознакомления и подбора средств, облегчающих уход и реабилитацию, семьи могут обратиться в пункт проката, который работает в комплексном центре социального обслуживания населения. Необходимое средство можно получить во временное пользование до его приобретения или обеспечения им в рамках индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.

Но не всегда комфорт зависит от наличия технических средств. Существует, например, проблема общения. Если в семье проживает человек с нарушениями речи, возникающими при различных неврологических расстройствах, помогает индивидуальная альтернативная система общения, основанная на методе пиктограмм. Членам семьи предлагается собрать в альбом набор карточек или фотографий с изображением родных и близких, предметов обихода, пищевых продуктов, действий человека в реальных ситуациях. Изображения подбираются таким образом, чтобы больной с нарушениями речи мог выразить свои потребности, желания и эмоции с помощью карточек. Это значительно облегчает жизнь и ему, и всем домочадцам.

Социальная служба работает с индивидуальными запросами семей, специалист на месте помогает выстроить план ухода и создания безопасной среды в каждом конкретном случае.

Предотвратить выгорание

Особое внимание уделяется профилактике эмоционального выгорания тех, кто осуществляет уход. Занятия и тренинги, проводимые психологом интерната, знакомят слушателей с методиками расслабления, правилами организации своего режима труда и отдыха, способами избавления от негативных эмоций и проявлений стресса.

Семьям, в которых проживают лица, нуждающиеся в уходе, предоставляется консультативная помощь, в том числе по вопросам права, реабилитации и психологической поддержки. Современные информационные технологии помогают проводить консультирование дистанционно - через социальные сети или систему обратной связи на официальном сайте учреждения.

Пройдя курс обучения в школе ухода, большинство слушателей продолжают пользоваться услугами специалистов социальной службы и участвуют в различных мероприятиях, проводимых ее учреждениями. Так, по сути, Апатитский ПНИ стал центром поддержки семей, в которых проживают лица с психическими и неврологическими расстройствами. Люди, имеющие опыт ухода за больными в домашних условиях, становятся для сотрудников интерната хорошей опорой в деле помощи таким семьям. Они активно работают в группах взаимоподдержки, где охотно делятся накопленным опытом. На своем примере показывают, что такие семьи не брошены на произвол судьбы и не всегда единственным выходом из сложившейся ситуации служит помещение близкого человека в интернат. Для оказания всесторонней помощи и поддержки таким семьям и одиноко проживающим гражданам, имеющим психоневрологические заболевания, активно привлекаются социальные работники центра соцобслуживания населения, которые также проходят обучение в школе ухода.

Но наиболее ценный результат - когда ее слушатели решают не помещать больного родственника в стационарное учреждение соцобслуживания или, пройдя соответствующее обучение, забирают его домой.

- И пусть это пока небольшое количество: за последние три года от услуг Апатитского ПНИ № 1 отказались пять семей, семь человек вернулись из учреждения домой - но это приносит удовлетворение от проделанной работы и усиливает понимание необходимости ее продолжать, - отметила Светлана Виденеева.

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.03.2021


Куки